официальный сайт регионального отделения

News

[28.10.2011]
"Народное единство" в Омске: обсуждение
Автор: 
Ярослав Приходько
26 октября 2011 г. в омском региональном центре по связям с общественностью был проведен «круглый стол»: «Народное единство и историческая судьба России: надежды на перемены к лучшему. Демократия участия». На повестку, в преддверии очередного празднования «Дня Национального единства» 4 ноября, были поставлены вопросы межнациональных отношений в Российской Федерации, и Омской области; вопросы развития политико-правовой культуры и гражданского общества. К участию, кроме чиновников нескольких областных министерств, были приглашены представители политических партий, а также различных общественных организаций: от «Сибирского казачьего войска» и «Общества коренных омичей» - до «Союза женщин России» и «Союза пенсионеров». Вопреки моим ожиданиям, на данный форум не были приглашены представители национально-культурных центров и этнических обществ, которых в Омской области создано с десяток, - чтобы из «первоисточника» услышать о состоянии межнациональных отношений в регионе. Как обычно, первым было предоставлено слово единороссам – из их уст прозвучали восторги «традиционно успешному» в России, в контрасте с кризисом европейского «мультикультурализма», решению национальных проблем. Представитель КПРФ ожидаемо отметил межнациональный мир и согласие, царившие в СССР и рост числа кровавых конфликтов на национальной почве в период теперешнего «дикого капитализма». Ныне оппозиционные справедливороссы достаточно остро покритиковали власть, обвинили ее в лживости, высказали мнение об «искусственности» установленного 4 ноября государственного праздника. «Правое дело» констатировало, что в Омской области все благополучно с национальным согласием, а «богатые граждане» Российской Федерации, в большинстве своем благотворители и меценаты, очень заботятся также о социальном согласии в обществе. Присутствовавшие на форуме представители общественных организаций с разной степенью озабоченности говорили об утрате молодежью моральных ориентиров, о росте ксенофобии (но не у нас в области!), о необходимости порядка везде и введении цензуры в СМИ. Одним из последних было предоставлено слово мне, как представителю партии «ЯБЛОКО». Вслед за выступавшими коллегами от КПРФ и «Справедливой России» я отметил, что нынешние власти Российской Федерации, и правящая партия, очевидно, не имеют рецепта решения таких сложных и насущных проблем, каковыми являются проблемы межнациональных отношений. Ссылки на, якобы положительный, опыт Российской империи и Советского Союза, опровергаются итогами этого опыта: Российская империя развалилась в 1917 г., не в последнюю очередь вследствие национальных конфликтов между народами ее населявшими; СССР распался именно по национальным границам. Имперское «национальное согласие» выливалось в презрение к инородцам - «чухонцам», «жидам» и «чучмекам», - а социалистический «интернационализм» - в высылку чеченцев, крымских татар и других «врагов народа» за Урал и т.п. В Омской области, действительно, достаточно благополучно сосуществуют представители разных национальностей. Но отсутствие конфликтов на этнической почве имеет место не столько из-за грамотной национальной политики правящей партии, а в большей степени из-за удаленности Омской области от горячих точек, проблемных для Федерации. В Омске пока нет значительных агрессивных этнических диаспор (выходцев с Кавказа, или цыган). Разноязыкие переселенцы столыпинских времен начала XX века и энтузиасты советского периода освоения целинных земель 1950-60-х гг. - уже практически ассимилировались. Главной проблемой России в национальном вопросе (как это в свое время отмечал и горячо уважаемый нынешними коммунистами В.И. Ульянов /Ленин/) является не национализм малых народов (возникающий как реакция на национальное угнетение), а русский «великодержавный шовинизм». Странным образом из политической терминологии в новой России исчезло это понятие – его подменили словосочетанием «русский национализм». Русские никогда не были националистами – им не надо было бороться за независимость! С XV в. русский народ худо-бедно строит свое самостоятельное государство, в начале XVIII в. превратившееся в империю. Русский народ с этого времени практически не испытывал национального гнета – только социальный гнет правящей феодальной-крепостнической элиты (которая, правда, зачастую имела этнически чуждое происхождение). Наблюдаемый в Российской Федерации рост межнациональной напряженности - показатель порочности выстраиваемой властями сверх-централистской системы «суверенной демократии» в целом – система не обеспечивает равных возможностей (как это прописано в Конституции) ни представителям национальных меньшинств, ни представителям социально незащищенных слоев общества. Молодой человек из бедной семьи, к тому же из провинции, не видя для себя лично перспектив обеспечить достаток семье, или занять достойное место в обществе, - ищет виноватых. Самое простое – обвинить во всем чужаков: евреев (разграбивших все богатства страны), таджиков (отнявших работу), кавказцев (пристающих на улице к русским девушкам), цыган (торгующих наркотиками) и т.п. Все многонациональные империи рушатся именно из-за своей «великодержавной» модельности! В.В. Путин не так давно публично восторгался А. Деникиным, приписывая ему замечательный подвиг «защиты единства Отечества» в период Гражданской войны 1917-1920 гг. Правда состоит в том, что во многом именно из-за великодержавного шовинизма этого генерала, волею судьбы ставшего во главе белого движения на Юге России, антибольшевистские силы тогда и потерпели поражение. По свидетельству Врангеля, Шкуро, многих других современников и участников событий, его отказ даже разговаривать с автономистами (врагами «единой-неделимой») - горцами Кавказа, грузинами, украинцами, поляками – привел к тому, что Добровольческая армия вынуждена была одновременно воевать и с «красными», и с чеченцами, и с Грузией, и с Петлюрой, а кубанские казаки стали оставлять фронт после ареста в Екатеринодаре по деникинскому приказу лидеров кубанских автономистов – членов Краевой Рады. Жалко на «круглый стол» не пришли представители от ЛДПР и партии «Патриоты России», которым подобная тематика, казалось-бы, наиболее интересна: не зря лозунг вынесенный на огромный рекламный плакат либерал-демократов в центре Омска гласит - «ЛДПР – за русских»!

Исходный текст

Ярослав Приходько